Таким образом, к весне 1941 года на строительстве линии работало уже около 35 000 гражданских строителей и 2 000 членов женской шюцкоровской организации. На строительстве было задействовано более 1100 транспортных средств, 60 тракторов и около 3500 лошадей.
С началом войны 1941—1944 гг. работы на линии были остановлены, вооружение снято и отправлено на фронт. В начале 1944 года работы были возобновлены и продолжались до конца войны с СССР (4 сентября 1944 года).
Всего на линии Салпа было построено
-728 бетонных сооружений
-25 убежищ вырубленных в гранитных скалах
-225 км противотанковых надолбов
-130 км противотанковых рвов
-350 км различных траншей
-3000 ДЗОТов
-254 шарообразных бункеров
-315 км заграждений колючей проволоки. Большая часть этих фортификационных построек расположена на участке между Финским заливом и озером Кивиярве (Сайма). Дальше на северо-восток тянулись в основном полевые укрепления, хотя стратегические участки также были защищены гранитными надолбами, бетонными ДОТ и артиллерийскими батареями.
На перешейке между Финским заливом и Саймой, передовая линия (Virolahti, Miehikkälä, Ylämaa, Lappeenranta) отстоит на 15-20 километров от тыловой линии (Hamina, Luumäki, Lemi).
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СООРУЖЕНИЙ:
-Пулеметный, артиллерийский и пулеметно-артиллерийский полукапонир фланкирующего огня, обычно совмещенный с убежищем на 20 человек. Опыт Зимней войны показал, что ДОТы фронтального огня быстро обнаруживаются и уничтожаются, поэтому все ДОТы Линии Салпа с казематами фланкирующего огня. Основное вооружение – пулемёт максим с водяным охлаждением и 45 мм противотанковое орудие на станке. В случае пулеметно-артиллерийского полукапонира, боевые казематы могут располагаться как рядом, так и один над другим. Практически все ДОТ оборудованы системой принудительной вентиляции (с ручным приводом), системой отопления и колодцем. Вход в обязательном порядке защищён системой «добро пожаловать», которая представляет из себя трубу, позволяющую отправить гранату прямо под ноги противника, находящегося у входной двери.
-Железобетонное убежище на 10/20/40 чел, часто совмещенное с укрытием для ПТО
-Убежища на 50-200 человек вырубленные в гранитных скалах
-Шарообразные быстровозводимые бетонные укрытия на 10-20 человек (технологию закупили в США, на возведение одного укрытия на 20 человек уходил один день)
-Стрелковые ячейки – бронеколпак установленный на бетонное основание, засыпанный землей и укрытый брёвнами в 2-3 наката (например около шоссе номер 6 в Luumaki)
-Бетонированные и вырубленные в граните окопы
-Противотанковые гранитные надолбы в 3-7 ряда, высотой до 2-х метров, заглублённые в землю на 50 см, устанавливались вручную, каждая глыба на подушке из песка и гравия
-Противотанковые рвы и иные искусственные препятствия, в том числе дамбы, позволяющие быстро затопить заболоченную территорию
-Артиллерийские батареи – артиллерия на Линии Салпа, тема для отдельного разговора. 1940 год – не лучшее время для закупок вооружения, поэтому использовали то, что было, или то что можно было купить: старинные 9 дюймовые мортиры из батарей береговой артиллерии (батарея в Juvola и батарея Uunraunio ), 155мм французские пушки 1887 года (были приобретены в 1940 году), 152мм орудия Канэ (батреи Sarsuinmäki, Huhmarisvaara….) Мортиры и орудия Канэ были смонтированы в бетонных открытых капонирах с коридорами и галереями внутри. Каждая артиллерийская позиция была оборудована убежищем на 20 человек, помещением для офицеров и складом боеприпасов.
Общее для всех сооружений – большинство заглублено в гранитные скалы, то есть преимущества рельефа местности использованы по максимуму. В любом случае все сооружения заглублены, имеют мощные перекрытия - потолочные 2м, защитные стены фронтальной стороны - 2.3м. Многие убежища используют естественные пещеры, например самое большое убежище линии - укрытие Lusikkovuori или укрытие на острове Kongonsaari.
ЛИНИЯ САЛПА СЕГОДНЯ
Сразу после окончания войны 1941-1944 г.г. из укреплений сняли практически все вплоть до распорочных брусов полевых укреплений и колючей проволоки. Для облегчения использование земель частично удалены каменные надолбы, засыпаны траншеи и противотанковые рвы. В то же время, бетонные укрытия конструкции и пробитые в скале пещеры и траншеи сохранились довольно хорошо. При этом только в 2004 году Линия Салпа перешла в разряд гражданских объектов.
|